• Бесплатная юридическая консультация по телефону
  • 8 (800) 350-02-51
    Ежедневно, круглосуточно
  • Консультация юриста онлайн бесплатно
  • Бесплатная юридическая консультация
    8 (800) 350-02-51

Как подавать в суд на банк

Зачем клиенту подавать в суд на банк? Суд вправе снизить ставку по кредиту или штрафы, провести реструктуризацию долга, избавить от навязанных дополнительных услуг, расторгнуть договор кредитования. Если есть долг и в дело вступили коллекторы или ФССП, то суд вправе дать рассрочку или отсрочку исполнения решения, а также запретить коллектору общаться с вами. Как подать в суд на банк, расскажет наш юрист, специализирующийся на спорах с кредитными организациями.

Когда обращаться в суд

Отношения кредитора и заемщика регулирует Гражданский кодекс РФ, Глава 42, и Закон № 353 «О потребительском кредите», Закон № 102 «Об ипотеке». Права заемщика, как потребителя финансовых услуг, защищает Закон о защите потребителя №2300-1.

Указанные НПА закрепляют за сторонами права и обязанности, при нарушении которых появляется право на защиту интересов. Клиенту обращать в суд следует в случае:

  • выдвижение банком требований по страхованию жизни или финансовых рисков, как обязательного условия кредитования – это добровольные виды страхования и не могут навязываться финучреждением;
  • указание в договоре неполной информации о займе и сумме выплат, непредставление графика платежей и другой существенной информации по кредиту – ГК РФ и Закон № 2300-1 требуют полного информирования клиента о предмете договора;
  • изменение условий кредита в одностороннем порядке (повышение процентной ставки, начисление  штрафных санкций, не предусмотренных в договоре) – изменения в договоры вносятся в двустороннем порядке и оформляются допсоглашением;
  • отказ банка в досрочном погашении займа или установление срока, в течение которого это запрещено – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в 2011 году (информационное письмо №146, п. 12) пришел к выводу, что это нарушает права заемщика, как потребителя финуслуг.

Суд поможет заемщику, попавшему в сложную ситуацию, смягчить долговые обязательства. Иск не поможет полностью избавиться от долгов, но суд спишет начисленные штрафы за просрочку или предложит более лояльные условия расчета. Основанием для этого послужит тяжелая болезнь заемщика или близких, потеря работы и другие, независящие от гражданина обстоятельства.

Также можно оспорить договор, заключенный кредитным учреждением (зачастую МФО) с недееспособным членом семьи. Согласно статье 171 ГК РФ, сделки с такими гражданами ничтожны. При этом полученные средства придется вернуть.

Какие документы потребуются

Базовый набор документов к иску в суд включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • договор с банком и приложения к нему;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

В зависимости от оснований иска, к заявлению в суд прикладываются платежные документы, квитанции о начисленных штрафах или договор о навязанной страховке, заключение экспертизы, если таковая проводилась. Также следует учесть, что по всем спорам имущественного характера статья 4 Арбитражного процессуально кодекса РФ и статья 132 Гражданского процессуального кодекса РФ требуют от истца предпринять попытку досудебного урегулирования, направив претензию. Претензия – это официальное письмо с требованиями, которое направляется будущему ответчику письмом с уведомлением или доставляется в офис банка под роспись. В обращении важно указать:

  • суть требований – списать неправомерно начисленные штрафы, предоставить отсрочку и прочее;
  • правовые основания позиции заявителя;
  • срок выполнения требований;
  • готовность обратиться в суд в случае невыполнения.

Копия претензии с почтовой квитанцией или визой должностного лица-получателя прилагается к иску.

Образец заявления

Общие требования к документу изложены в статье 131 ГПК РФ, но единого бланка нет. Для того, чтобы суд принял иск к рассмотрению, в нем обязательно указать:

  • полное название суда, в который подается документ;
  • данные заявителя и ответчика: полное название и реквизиты банка. ИНН и ОГРН, если эта информация у заявителя есть;
  • реквизиты и условия договора, по которому взаимодействовали стороны - можно ссылаться на документы, копии которых прилагаются к иску;
  •  сведения о платежах и задолженности;
  • обстоятельства, при которых произошло нарушение прав истца или наоборот, причины, по которым заявитель не может выполнять свои обязательства;
  • требования, правовые основания и сумму иска;
  • предпринятые истцом усилия по досудебному урегулированию;
  • перечень приложений.

Внизу ставится дата и подпись. К заявлению прилагаются копии уведомлений о вручении иска и документов сторонам дела - это правило указано в ст. 132 ГПК РФ. 

Составить обращение допускается самостоятельно. Но к подготовке и процессу придется привлечь адвоката, так как интересы банков всегда представляют профессиональные команды юристов и одному с ними не справиться.

В какой суд подавать заявление

Большинство типовых договоров содержит пункт о подсудности ­– указание, в каком суде стороны рассматривают возникшие споры. Но Закон о защите прав потребителя позволяет заемщику, чьи права нарушены, обращаться в учреждение по месту жительства.

Подавать иск можно в течение трех лет после истечения срока договора. По истечении этого времени суд, с подачи юристов банка, будет вынужден отклонить иск. Если только ваш юрист не найдет достаточно уважительных причин для продления срока. Проконсультируйтесь по этому вопросу с нами по телефону или онлайн. Это бесплатно.