• Бесплатная юридическая консультация по телефону
  • 8 (800) 350-02-51
    Ежедневно, круглосуточно
  • Консультация юриста онлайн бесплатно
  • Бесплатная юридическая консультация
    8 (800) 350-02-51

Как добиться перерасчета коммуналки

Управляющие организации обязаны не только обеспечивать бесперебойное предоставление коммунальных услуг, гарантировать их качество, но и верно производить начисление и расчет платежей и тарифов, указанных в платежных квитанциях, которые передаются собственникам помещений (ст. 161 ЖК РФ). Но как демонстрирует практика, управляющие организации массово допускают ошибки в платежных документах: приписывают неиспользованные коммунальные услуги, применяют несуществующие тарифы, используют неправильные формулы расчета и т. д. 

Как с этим бороться? Предлагаем 3 варианта действий.

Вариант 1. Просим провести сверку

Самый быстрый способ решения вопроса с несоответствиями в платежке – это обращение в управляющую организацию. Она, как непосредственный исполнитель, разберется ошибкой и решит проблему.  

Потребитель коммунальных услуг вправе получать от управляющей организации, выставляющей счета на оплату коммунальных услуг,  информацию о правильности исчисления размера платежей и тарифов, предъявленных ему в платежных квитанциях (пп. «б» п. 33 Правил, утв. постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).

Чтобы получить информацию о правильности расчета, необходимо обратиться в управляющую организацию с письменным заявлением, содержащим: 

  • наименование УК, Ф.И.О. руководителя;
  • Ф.И.О., адрес, контакты заявителя;
  • просьбу произвести сверку расчетов по конкретной коммунальной услуге;
  • период, за который необходимо произвести сверку;
  • причины, требующие проведения сверки, например, начисление платежей не по показаниям приборов учета, сбой, ошибки при снятии показаний и прочие;
  • требование выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Приложите к нему копии оплаченных квитанций, иные документы при необходимости и направьте их в управляющую организацию по почте заказным  письмом с уведомлением о вручении или вручите лично в офисе УК.

По заявлению потребителя УК обязана незамедлительно произвести проверку правильности начисления суммы платежей за коммунальные услуги и немедленно выдать ему документы, содержащие правильно рассчитанные суммы платежей. Если нет возможности сделать это незамедлительно, УК должна произвести сверку в согласованные с потребителем сроки и предоставить ему правильные платежки в 5-дневный срок с момента окончания сверки (пп. «д» п. 31 Правил).

УК обязана срочно провести проверку, и если претензия абонента обоснована – сделать перерасчет и выдать новые квитанции с правильными суммами. При этом суммы, уплаченные сверх нового расчета, должны пойти на будущие периоды оплаты и засчитаться как переплата. Если УК не согласна с доводами абонента, она обязана дать в письменном виде ответ с обоснованием. 

Ну а если УК игнорирует обращение абонента, такие действия образуют состав административного проступка по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и влекут наложение на УК штрафа 5-10 тыс. рублей. Оштрафовать за такое нарушение управляющую организацию вправе только Роспотребнадзор. 

Вариант 2. Жалуемся в жилинспекцию

Если обращение в УК/ТСЖ/ЖСК или иную управляющую организацию не дало результата, имеет смысл обратиться в надзорный орган – местную жилищную инспекцию. Правильность расчета платы за коммунальные услуги может стать предметом проверки органа жилищного надзора (пп. «а» п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства № 493 от 11.06.2013). 

Важно, чтобы обращение оформлялось и подписывалось владельцем лицевого счета. Так как сведения лицевого счета являются персональными данными, во избежание их разглашения орган надзора может отказать в рассмотрении заявления (ст. 3 ФЗ № 152 «О персональных данных»).

Заявление в жилинспекцию, кроме стандартных реквизитов, должно содержать сведения о (ч. 1 ст. 7 ФЗ 3 59 «Об обращениях граждан»): 

  • видах услуг ЖКХ, с начисления платы по которым заявитель не согласен;
  • периодах начисления платежей, с суммами которых заявитель не согласен;
  • конкретных фактах, в которых выражается нарушение порядка начисления, например, применение неправильного тарифа, завышенной площади помещения при расчетах, использование формулы с ошибкой и т. д.

Приложите к нему копию квитанций об оплате ЖКХ, копию ранее направленного заявления о сверке, копию уведомление о вручении заявления и другие документы при необходимости. Направить их в орган надзора можно: 

  • по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • вручить лично в офисе местного управления;
  • в электронной форме, через сайт местной жилинспекции.

На основании полученного обращения жилинспекция направит запрос в управляющую или ресурсоснабжающую организацию, проанализирует полученные сведения и данные с лицевых счетов (номера, площадь жилых помещений, порядок начисления платы, даты платежей, размер задолженности и иные сведения), проведет необходимые проверки порядка начисления платы. Если УК действительно допустила нарушения при расчете коммунальных платежей, жилинспекция вынесет предписание на их устранение.

О результатах проверки и принятом решении орган надзора сообщит заявителю дополнительно в письменной форме.

Вариант 3. Обращаемся в суд

Если завышения сумм коммунальных платежей происходят на регулярной основе, УК игнорирует обращения, а жилинспекция бездействует, выход один – обращаться в суд. В судебном порядке можно будет не только заставить УК произвести перерасчет, но и взыскать с управляющей организации в пользу собственника: 

  • сумму излишне уплаченных коммунальных платежей;
  • штраф в размере 50% от необоснованного увеличения суммы коммунальных платежей (п. 6 ст. 157 ЖК РФ);
  • возмещение морального ущерба, если в результате бездействия УК заявителю причинены моральные и психические страдания (ст. 15 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей», ЗОЗПП);
  • потребительский штраф в размере 50% от присужденной суммы – на отношения по ЖКХ распространяется законодательство о защите прав потребителей (п. 5 ст. 13 ЗОЗПП);
  • возмещение судебных расходов на услуги юриста, составление документов, прочие расходы. 

Так, чтобы подать в суд на УК нужно: 

  • Составить исковое заявление.

Оно должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК и содержать:

  • наименование суда; 
  • наименование управляющей организации, ее адрес;
  • Ф.И.О., адрес, год рождения заявителя;
  • реквизиты договора с УК;
  • обстоятельства, при которых заявителю были насчитаны необоснованные суммы коммунальных платежей;
  • причины, которыми заявитель обосновывает необоснованные начисления;
  • суть нарушения прав заявителя;
  • иные обстоятельства, которые заявитель считает необходимым указать;
  • перечень исковых требований;
  • перечень приложений, дата и подпись.
  • Подготовить комплект документов.

Заявителю потребуются:

  • уведомление о вручении иска ответчику;
  • выписка из ЕГРН на квартиру;
  • выписка по лицевому счету;
  • копии платежных квитанций, которые оспариваются;
  • справка об отсутствии задолженности;
  • выписка из домовой книги;
  • копии оплаченных квитанций;
  • иные документы в зависимости от обстоятельств. 
  • Направить копию иска и документов ответчику.

Это обязательно сделать перед подачей заявления в суд. Копию иска нужно направить ответчику заказным письмо с уведомлением о вручении, а уведомление – приложить к заявлению в суд (п. 6 ст. 132 ГПК РФ). Если этого не сделать, суд оставит иск без движения (п. 1 ст. 136  ГПК РФ).

  • Направить заявление в суд.

Если сумма исковых требований менее 50 тыс. рублей, подаем иск мировому судье, если больше – в районный суд. Так как на отношения в сфере ЖКХ распространяется законодательство о защите прав потребителей, иск можно подавать не только в суды по месту расположения организации УК, но и по месту пребывания абонента, а также по месту заключения договора (п. 7 ст. 29 ГПК РФ). Кроме того, это дает право на освобождение от уплаты госпошлины, если общая сумма исковых требований не превышает 1 млн рублей (п. 3 ст. 17 ЗОЗПП, пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Иск можно передать лично в канцелярию или направить по почте заказным письмом. 

  • Дождаться решения.

Если вопрос бесспорный, в суд допускается не идти. Если есть спорные моменты – имеет смысл посетить заседание лично или направить туда своего представителя. Если суд признает требования заявителя обоснованными, он вынесет решение. УК будет иметь месяц на его обжалование. Если этого не произойдет, решение вступит в силу. На его основании в канцелярии можно получить исполнительный лист, который нужно отнести в ФССП для принудительного исполнения решения суда и взыскания присужденных сумм.

Если же откажет и суд, есть смысл получить у юриста консультацию на предмет того, действительно ли требования абонента являются обоснованными. Если это подтвердиться, искать справедливости следует уже в апелляционной инстанции.