• Бесплатная юридическая консультация по телефону
  • 8 (800) 350-02-51
    Ежедневно, круглосуточно
  • Консультация юриста онлайн бесплатно
  • Бесплатная юридическая консультация
    8 (800) 350-02-51

Иск в суд о защите прав потребителей 

Иск в свою защиту потребитель вправе подавать и на обычный магазин, и на интернет-магазин, и на салон красоты, и на банк, и на управляющую компанию, и на фабрику, где произведен товар. С каждым их них гражданин находится в отношениях продавец-потребитель. Наличие чеков о покупке - необязательное условия. Опытный юрист докажет факт покупки и без этого. А стоимость услуг юриста допускается взыскать с продавца во время разбирательства.

Если вам отказывают возвращать деньги или заменить товар, затягивают экспертизу, интернет-магазин заблокировал и не отвечает на звонки, проконсультируйтесь с нашим юристом по защите прав потребителей онлайн или по телефону. Будьте уверены, вашу проблему можно решить. Консультация с нами бесплатная.

Когда можно обращаться в суд

Закон о защите прав потребителей № 2300-1 (ЗоПП) регулирует вопросы связанные с:

  • приобретением гражданином товаров;
  • оказанием гражданину услуг;
  • производством работ.

Закон предлагает и механизмы решения спорных ситуаций. Но если несмотря на требования закона, права гражданина нарушены, потребитель вправе обратиться за судебной защитой.

Поводами для обращения станут такие ситуации, как:

  • продавец скрыл недостатки товара и отказывает вернуть деньги или обменять его на качественный после покупки;
  • отказ или просрочка проведения гарантийного ремонта;
  • отказ возврата денег, уплаченных за товар или возврат меньшей суммы;
  • отказ в устранении недостатков в услугах или работах;
  • непредоставление полной информации о товаре, его изготовителе или самом продавце;
  • несоблюдение требований правил безопасности.

Потребитель вправе требовать компенсации вреда - физического, имущественного и морального - возникшего из-за недостатков товаров, работ или услуг. 

Предварительные действия

Если потребитель обнаружил недостатки, сразу идти с иском в суд нельзя. Прежде необходимо обратиться к продавцу и решить вопрос мирно.

Права потребителя при обнаружении недостатков товара описаны в ст. 18 Закона, при обнаружении недостатков в работе или услуге - в ст. 29.

Если продавец, исполнитель, подрядчик не хочет решать вопрос мирно, следует обратиться к нему с официальной претензией, в которой указать:

  • суть вопроса: что за товар, работа или услуга приобретены, какие недостатки обнаружены;
  • требование потребителя: заменить товар на аналогичный, но качественный, уменьшить покупную стоимость и вернуть разницу или безвозмездно устранить недостаток работы или услуги;
  • намерение потребителя в случае неисполнения требований обратиться в суд.  

Особенности обращения в суд по иску о ЗПП

Рассмотрение споров, связанных с защитой прав потребителей, входят в компетенцию судов общей юрисдикции: если сумма требований истца менее 100 000 рублей, обращаться следует в мировой суд, если более - в районный, согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК РФ. При этом истец вправе выбрать суд:

  • по месту нахождения ответчика - продавца, подрядчика, исполнителя;
  • по месту заключения и исполнения договора - если некачественный товар приобретен в одном из множества магазинов, принадлежащих одному продавцу, иск допускается подавать по месту нахождения этого магазина, а не юридического адреса юрлица;
  • по месту регистрации истца.

Срок исковой давности для обращения составляет три года с момента обнаружения недостатков.

ВАЖНО! Особенность судебной защиты прав потребителя - обращение в суд не облагается госпошлиной.

Исковое заявление

Исковое заявление составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ и должно содержать:

  • наименование суда, куда оно подается;
  • Ф.И.О. и адрес истца;
  • наименование ответчика, его адрес, ИНН или ОГРН, если они известны;
  • обстоятельства спора с ответчиком: что произошло, каким образом права нарушены и обоснование;
  • информацию о досудебных попытках урегулировать ситуацию - про претензию и личное обращение;
  • цену иска;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дату и подпись заявителя.

К заявлению прикладываются документы, обосновывающие позицию истца: договор, платежные документы, переписку сторон, расчет цены иска, подтверждения отправки копии заявления ответчику, доверенность на представителя, если таковой участвует в процессе.